Сезон 1990.
"Как я провёл лето" - 2.

Дети "ДР", 1990, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999


"ДР" и дети. Как я провёл лето - 2.

Цикл статей "ДР" и дети. Как я провёл лето из восьми публикаций выходил в газете "За Науку" Алтайского госуниверситета с 16.09.94 по 12.05.95. Навигация по выпускам:
#1, #2, #3, #4, #5, #6, #7, #8.

Краткое содержание предыдущей серии. Неопытные в педагогическом отношении представители творческого объединения "Дубовая роща" отправляются вожатыми в пионерский лагерь "Золотой ключик". Там они попадают под жёсткий психологический прессинг со стороны директора п/л Киллеровны. Но хитроумные и находчивые дубовики быстро приспосабливаются к обстановке и наносят ответные выпады. Время действия - лето 1990 года.
 
Широкое поле для творчества вожатого имеет процесс укладывания детей спать. Здесь применяются как кнут, так и пряник. Одним из самых лакомых пряников для пионера наряду с колыбельными песнями является вечерняя сказка.
 
Вечерняя сказка
 
Уже с 1990 года дубовики в работе с детьми активно использовали метод коллективного импровизирования на "сказочные" темы. Первый рассказчик начинает повествование, а когда он останавливается, вступает следующий сказочник, зачастую вводя в ткань сочинения новых персонажей. Нередко вечерние сказки разрастаются в "мыльные" сериалы с огромнейшим числом действующих лиц и не всегда пересекающихся сюжетных линий, вскрывающих, как роман-эпопея, все пласты народной жизни. Переключение с одного эпизода на другой чаще всего происходит при помощи слов "А в это время..."
 
Главнейшая задача вожатых-сказочников - не засмеяться, услышав от напарника нестандартное развитие своего сюжета или "важную" характеристическую деталь, обрисовывающую персанаж. В противном случае педагогический эффект будет намного меньше рассчётного.
 
Вспоминает В.Кемпф: "Прекрасно помню многие сказки 1990 года. В третьем отряде мы рассказывали историю об Иване Царевиче и отряде ОМОНа. Для описания любовных сцен использовался оборот "играть в шахматы". Например: "А потом Иван Царевич с Василисой играли партейку-другую в шахматы". Или: "Иван Царевич был знатным шахматистом, потому что в детстве занимался в кружке при Дворце пионеров". А в моём отряде я и Вязанцев рассказывали многосерийную сказку о собачке, в результате мутации превратившуюся в крокодила. Серии с пятой главную роль в нашей истории стали играть вампиры, ведущие невидимую войну против мирных граждан Барнаула. Самой большой наградой для нас стал вопрос пионерки: "А по какой книжке вы рассказываете?"
 
Некоторые другие методы укладывания пионеров спать
 
Бесчисленные поколения пионервожатых, прошедшие горнило лагерей со времен Н.К.Крупской до наших дней, выработали различные приёмы в борьбе с детьми. После сигнала "Отбой" чаще всего используются физические упражнения. Это делается не только ради наказания пионеров за шум, беготню и проч., но и для того, чтобы они, устав, быстрее потом заснули.
 
Кроме банальных отжиманий, приседаний, пробежек вокруг корпуса, "электрического стула" и т.п. педагоги-новаторы из "ДР" использовали упражнения с игровым элементом. Например, "двойной таракан", где совмещён бег на четырёх конечностях "по-тараканьи" и состязание в битье друг друга подушками. А однажды после отбоя В.Кемпф проводил широкомасштабные военные учения со своими детьми на поле стадиона. Дети изображали танки, самолеты и другие боевые единицы, оставшись в восторге от мероприятия.
 
Есть у дубовиков и другие методические наработки.
 
Отрядные атрибуты
 
Каждому пионерскому отряду положено иметь название, девиз, песню, отрядный уголок. Задача вожатого - направить творческую энергию детей на нестандартное решение выбора своих атрибутов. Вспоминает В.Вязанцев: "В 1990 году был пик популярности Ламбады. А дети - точнейший индикатор новейших модных веяний в поп-музыке. В общем, мои пионеры назвали отряд "Ламбада", одноимённую песню сделали своим гимном, но возникла загвоздка с девизом, сочетающимся с остальными атрибутами. Выручил отрядный уголок, оставшийся с прошлого сезона. Наши предшественники назывались "Орлёнок" и имели девиз "Орлята учатся летать и всем на свете помогать!" Мы заменили первое слово на "Ламбада" и на линейках гордо скандировали: "Ламбада учится летать и всем на свете помогать!"
 
Большой Вовка
 
Смысловым центром архитектурного ансамбля лагеря "ЗК" является цветочная клумба со скульптурным изображением кудрявого ребёнка, локтем опирающегося на увесистую стопку книг и выкрашенного серебрянкой. Среди дубовиков, впервые попавших в "Ключик", разгорелся жаркий спор о половой принадлежности существа. В ходе дискуссии выдвигалось несколько взаимоисключающих гипотез. Спор неожиданно завершился тем, что В.В.Гриценко возмущенно воскликнул: "Вы что! Это же Ленин!!" Статуя Ильича возраста октябрятской звездочки получила в народе прозвище Большой Вовка.
 
В 1990 году пионерские ритуалы в лагерях стали тихо отмирать, линейки проводились не каждый день. Лишь Большой Вовка пользовался заслуженным почётом и уважением. Все отряды, руководимые дубовиками, направляясь в столовую либо в клуб, обязательно отдавали пионерский салют "октябрятской звездочке".
 
В конце сезона вместе с пионерами-засонями была намазана зубной пастой и культовая статуя. Процесс отмывания вождя вылился в пышную церемонию. Под руководством вожатых двое пионеров вытирали тельце Большого Вовки, ещё двое стояли с салютом по краям клумбы, а остальная братия била в барабаны и пустые вёдра.
 
Проводы друзей
 
В "ЗК" отдыхали дети из чернобыльской зоны. По каким-то своим причинам они уезжали за неделю до конца смены. Все отряды собрались на торжественную линейку, а сочинить стихи по данному поводу Киллеровна поручила дубовикам. Вирши удались:
 
Календарный лист со стены
Низвергнулся с грохотом вниз.
Пионерские очи слезами полны,
И уста тихо шепчут: "Вернись!"
 
Из второго четверостишия запомнилось, что сезон пролетел, "словно выпит стакан киселя"...
 
Председатель совета дружины Лена Штиммер (ныне Супермодель России-94, чьё фото не раз красовалось на обложке "Вестника АТН"), запинаясь и стесняясь, прочла эту милую галиматью нашим отъезжающим друзьям. Надо добавить, что пообщавшись с "ДР", Леночка преодолела скованность и впоследствии участвовала во многих прекрасных начинаниях дубовиков. Но об этом будет написано в следующих главах наших мемуаров.
 
Живопись
 
Эстетическому воспитанию подрастающего поколения "ДР" всегда уделяла особое внимание. В пионерском лагере "Золотой ключик" дубовики организовали изостудию "Помазок", которая за неделю израсходовала все запасы ватмана и бумаги для рисования. Из творческих достижений совместного с детьми художества следует отметить картины "Дядя Жора ловит преступника" (дядя Жора - лагерный милиционер), "При пожаре звонить 9-01" и грандиозную эпическую работу на шести ватманах "Родина моя - Алтай", где были изображены и комбайны на тучных нивах, и партизаны гражданской войны, и дирижабли с субмаринами, и чабаны с отарами... Ныне шедевр хранится в запасниках "ДР".
 
Прочее
 
Мы не рассказали ещё о многих запомнившихся эпизодах приключений в "ЗК" в 1990 году. Это и КВН, в котором команда вожатых называлась "Красная шапочка" и выступала в конических пожарных вёдрах на головах. Это и первый (неудачный) опыт ночного пугания пионеров, ушедших в лесной поход. Это и спортивная эстафета и многие другие прекрасные дубовые мероприятия. А впереди был пионерский сезон 1991 года - одна из вершин педагогического творчества "Дубовой Рощи".
 
Лирика
 
Но самый важный итог каждого летнего сезона - это радость от общения с детьми. С некоторыми пионерами мы до сих пор поддерживаем связь, встречи с ними на улицах родного города всегда приятны, хотя прошло уже четыре года, и самые старшие из наших
 
TopList (Продолжение следует).
 
("За Науку", от 23.09.94)


Другой материал о сезоне-1990.

Навигация по ДУБОВЫМ страницам:

Домашняя 
страница Дубовой рощи No 6/17 ХО Ж-FILES (дубовые материалы) ДР: Памятка для юношества Картинная галерея Дубовой рощи Условные знаки Книга 
жалоб и предложений