Сезон 1998.
Вожатый, будь готов!

Дети "ДР", 1990, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999


Лето - не только прекрасная пора утомительных заграничных отпусков, приятных сердцу садово-огородных хлопот и греющего душу ремонта квартиры, но для кого-то и время тяжёлых, а порой неблагодарных трудов. Это - как ночное дежурство, когда все спят, а кто-то работает в поте лица на благо социума. В предлагаемом вниманию вдумчивого читателя материале речь пойдёт о педагогических работниках летних детских загородных оздоровительных лагерей, а конкретно - о вожатых и воспитателях. Сразу оговоримся, что для удобства и в силу укоренившейся привычки авторы будут именовать юную отдыхающую и предающуюся всевозможным удовольстиям поросль пионерами, а менее юную - вожатыми. Несмотря на то, что формально вожатые и воспитатели (так сложилось исторически) выполняли разные функции, первые более занимались досугом детей, вторые - соблюдением режимных моментов, к настоящему времени две эти "специальности" фактически слились. Так что же представляет собой работа вожатого - об этом наш сегодняшний рассказ.
 
Тропою Макаренко
 
Непреодолимое желание провести лето на природе и при детях возникает у нескольких групп потенциальных вожатых. Во-первых, это руководители творческих или спортивных коллективов, которые заезжают в лагерь вместе со своими питомцами и занимаются там своим делом не в душном помещении пыльного ДК, а на фоне упоительных пейзажей родной природы. В данном случае многие навыки вожатого оказываются даже ненужными, так как: а) руководитель знает пионеров как облупленных; б) отряд является уже сложившимся коллективом со сложившимися внутренними отношениями, которые не надо строить с нуля. Но это и менее интересный случай.
 
Вторая группа - люди, вынужденные наняться вожатыми материальными обстоятельствами. Это студенты, которые в силу хронического безденежья не имеют возможности уехать на лето домой, и работники бюджетной сферы (прежде всего те же педагоги), которых выпинывают в долгосрочные отпуска. Часто педагоги дополнительного образования (ведущие кружков и секций при домах детского творчества, комнатах школьника и т.д.) устраиваются в лагерь целыми семьями. Мало того, что они полностью обеспечены питанием, так ещё и деньги получают - от полутора-двух сотен за сезон в обычных заведениях до тысячи рублей в "богатых" лагерях. Несомненным плюсом является и то, что если не предаваться отдельным порокам невоздержанности, то и трат практически никаких. Под пороками мы имеем в виду, конечно же, болезненную страсть к мороженому и газировке!
 
Оставляя в стороне студентов, отбывающих в лагерях педагогическую, социологическую или ещё какую-нибудь практику, сразу перейдём к последней категории эпигонов Макаренко и Сухомлинского. Это люди, которые едут в лагерь из любви к искусству, не из практических соображений, а по зову сердца, извините за высокопарность. Это своего рода коллекционеры впечатлений, почерпнутых от общения между собой, но в первую очередь - от общения с детьми, которое ежеминутно дарит множество нестандартных ситуаций. Вожатые этой категории после дружеской вечеринки в первую ночь, когда лагерь ещё не наполнился детским гомоном (часть педсостава всегда заезжает на сутки раньше юных отдыхающих), никогда не скажут: "Хорошо-то как, ещё бы пионеры не приезжали..."
 
Особенно удачными бывают сезоны, когда подбирается компания таких друзей-приятелей минимум в 5-10 человек. Авторам материала, мнящим себя вожатыми именно последней из перечисленных категорий, подфартило поработать минувшим пионерским летом в международной летней детской деревне "Алтай-98" в лагере "Крылатых". Понятное дело, что это не первый опыт вожатской работы. Сегодня мы поделимся кое-какими впечатлениями из почти десятилетнней лагерной карьеры.
 
Учиться не только вредно, но и полезно
 
В "пафосных" лагерях подготовка к заезду начинается заранее - вожатых собирают на учебу. Для тех, кто едет вожатым в первый-второй раз, эта процедура не только полезна, но и интересна - с будущими педагогическими работниками делятся опытом "монстры" движения, великовозрастные дети играют в шумные детсадовские игрища и т.п. Для бывалых же вожатых на пятый год учеба приносит в основном только отрицательные эмоции - вроде бы и не прочь побеситься, но для этого приходится сбегать с работы, что для многих является проблемой. В любом случае, играть с пионерами намного интереснее, чем со взрослыми.
 
Вместе весело кричать
 
В начале каждого сезона перед вожатым стоит целый ряд важных проблем. Опуская, как само собой разумеющиеся, заботу о жизни и здоровье каждого ребенка, назовем самые актуальные: создание коллектива из разнородных групп детей и отдельных личностей, нахождение общего языка с детьми разных возрастных и социальных категорий, организация интересного досуга, умение предвидеть, сглаживать и разрешать конфликты, неизменно возникающие в детской среде.
 
Каждому ребенку важно индивидуальное внимание, а посему первым делом нужно узнать каждого пионера по имени хотя бы на второй-третий день и ни в коем случае не путать Васю с, например, Колей или Ваней - ваш авторитет резко упадет, как индекс Доу-Джонса. Можно попросить ребятишек повесить табличку с именем над кроватью, а лучше - на груди. Причем, детишек можно немного надуть - сказать, что это нужно девчонкам из соседнего корпуса, а вовсе не склеротикам-вожатым. В крайнем случае можно называть всех доверительно "стариками", "дружищами" или "подругами". Существуют также различные игры, в которых можно обязать ребенка называть своё имя - например, "Снежный ком". Пионеры садятся в круг, первый называет своё имя, второй - имя первого и своё, третий - имена предыдущих и своё... Последним, как правило, садится вожатый, который волей-неволей должен не ударить в грязь лицом.
 
Для создания хорошего психологического климата существует масса способов - огоньки знакомств, отрядные костры, объединяющие игры, решение какой-либо сложной задачи совместно. Например, в первые дни важно убедить или даже заставить детей организованно болеть за спортивную команду своего отряда, для чего можно разучить кричалки, придуманные здесь же самим вожатым, раскрасить физиономии, отрепетировать "волну", хлопки, топанье и т.д. Даже если поначалу со стороны детей ощущается противодействие, то уже через полчаса при активном участии вожатого они как резаные орут "Десятый корпус - чемпион по нырянию в бетон", "Пятый корпус с мячом как корова с кирпичом" и тому подобные глупости, отбивают ладошки, подпрыгивают как ошпаренные на гребне болельщицкой "волны", а перед сном ещё долго обсуждают не столько перепетии спортивной борьбы, сколько своё в ней участие.
 
А одним из самых объединительных мероприятий бывают совместные вылазки по измазыванию пастой спящих обитателей соседнего корпуса. Главное при этом провести инструктаж по технике безопасности (не лить пасту в глаза, уши и т.д.), договориться с вожатым намеченного в жертву корпуса, напустить побольше таинственности и поставить ряд условий поведения в последующие дни, чтобы извлечь из этого педагогические дивиденды. Скажем, "сегодня мы мажем девочек, а завтра вы должны получить "пятерку" за уборку корпуса или дружно, а не как обычно, выйти на зарядку".
 
Если кто-то кое-где у нас порой...
 
В жизни любого пионерского лагеря невозможно избежать т.н. негативных явлений. Какими бы хорошими не были наши дети в общей массе, всегда найдутся такие, которые привозят с собой свои привычки и уличные "правила поведения". Также зачастую возникают конфликты с внешними враждебными силами в лице местных жителей. Вожатый должен быть морально и физически готов к подобным нестандартным ситуациям.
 
Нередко местные подростки приходят в лагерь и пристают к старшим пионеркам. Увы, но чаще всего никакие увещевания не действуют, и самым эффективным средством является нанесение легких телесных повреждений. Обычно видя такую позицию вожатых деревенские казановы надолго теряют вкус к подобным способам самоутверждения.
 
Случается, что в лагере возникает группировка криминального толка, которая пытается вымогать деньги и ценные вещи (плееры, модную одежду и т.д.) под предлогом мифических "косяков" (мнимых проступков). В этом случае необходимо действовать быстро и решительно: попытаться выявить круг лидеров, настоять на их изгнании из лагеря, а остальных членов группировки оставить в лагере "условно" - до первого нарушения. Обычно, несмотря на браваду, подростки боятся того, что о их поведении узнают родители и в школе.
 
Проще всего бороться со сквернословием и проявлениями агрессии внутри отряда. Нужно в первый же день договориться с детьми, что за матерки и оскорбления друг друга сразу же последует наказание в виде физических упражнений. За первое ругательство назначается 20-30 отжиманий или 50 приседаний, затем нормы возрастают нелинейно. То же самое можно практиковать и в отношении курения и возможного употребления алкоголя. За серьезные индивидуальные или групповые проступки нужно использовать коллективное наказание. Например, в этом сезоне группа старших мальчиков измазала пастой младшего товарища так, что его в течение 40 минут отмывали сразу двое вожатых. На следующий день были отменены все развлечения - свидания с девочками соседнего корпуса, отрядный ночной костёр и некоторые режимные послабления. В течение всего следующего дня группа провинившихся чувствовала себя, мягко говоря, некомфортно, ощущая молчаливое недовольство всего отряда. Подобного больше не повторялось.
 
Роковой щелбан
 
Самые яркие и радостные впечатления как в памяти вожатых, так и в памяти детей оставляет художественная самодеятельность педработников. Некоторая сложность работы вожатого в том и состоит, что кроме отрядных мероприятий, которые нужно готовить и проводить со "своими" детьми, желательно ещё и участвовать в общелагерных праздниках. Написание сценариев, текстов песен, постановка и репетиции номеров происходят либо на тихом часе, либо (что чаще всего) в ночное и предрассветное время. Педагогический процесс только выигрывает, когда пионеры неожиданно открывают для себя вожатого с неожиданных сторон - когда он шутовски разряженный кривляется на сцене, блажит дурным голосом частушки или корчит немыслимые рожи в театральной постановке. Ребенок понимает, что взрослые любят подурачиться не меньше его самого, кроме того, если вожатый является звездой или хотя бы постоянным участником всех этих сценических экзерсисов, то в детском коллективе это вызывает немалый прилив "отрядного патриотизма".
 
Этим пионерским летом авторам статьи пришлось побывать Щорсом и бравым солдатом Швейком на военно-патриотическом празднике (в компании с Фанни Каплан, радисткой Кэт, Терминатором, Василием Тёркиным, Анкой-пулеметчицей, Мальчишом-Кибальчишом и др.); ирландскими террористами, захватившими в заложники участников конкурса "Юные лидеры России" и нещадно ими битыми; кордебалетом, отплясывающим канкан; в "Сказке о царе Салтане" - тридцати тремя богатырями, которых по сцене гонял шваброй дядька Черномор - чернокожий вожатый из Камеруна Жоэль и много кем ещё...
 
Одна из самых удачных постановок - инсценировка кульминационной сцены фильма "Титаник" (который мы, кстати, ни разу не смотрели!), где тонущий Леонардо Ди Каприо и циничная Кейт Уинслет, взгромоздившаяся на уютный плотик, беседуют высоким штилем:
 

Уинслет:
- Ди Каприо, мой милый, что с тобою?
 
Ди Каприо (захлёбываясь):
- Вода прохладна, замерзаю дюже...
 
Уинслет:
- А помнишь в бане ты втирал намедни,
как всем полезен душ контрастный.
Так будь добёр, плыви, не возмущайся.
 
Ди Каприо (дрожащим голосом):
- Да я не возмущаюсь сильно,
Но валенки бы мне не помешали.
 
Уинслет:
- Вот если бы с утра не брил ты ноги,
Тогда б себя ты чувствовал комфортней...
 
В конце концов под бурные аплодисменты пионеров и завывания Селин Дион в песне "My Heart Will Go On" Кейт Уинслет ставила роковой щелбан и красавчик Ди Каприо тонул в недрах мирового океана...
 
TopList Вадим ВЯЗАНЦЕВ, Юрий ЗВЯГИНЦЕВ. ("Купи-продай" от 14.08.98)
 
(Авторы благодарят председателя СДПО "Алтай" Татьяну Величко и директора лагеря "Крылатых" Лилию Ливенцову за ценный опыт работы под их чутким руководством).



Навигация по ДУБОВЫМ страницам:

Домашняя 
страница Дубовой рощи No 6/17 ХО Ж-FILES (дубовые материалы) ДР: Памятка для юношества Картинная галерея Дубовой рощи Условные знаки Книга 
жалоб и предложений