Юрий Георгиевич Макаров (1962-1995)
("За Науку" от 30.08.95)

Юрий Георгиевич Макаров

17 августа мы остались без Юрия Макарова. Он многое успел. Ещё больше оставил доделывать нам. Многое дал. Куда больше мы сами не успели взять.
 
Бывают смерти, к которым ты внутренне готов: "Всё к этому шло". Макар скосил под корень - он был редкостным по нашим временам жизнелюбом.
 
Недослушали мы его, недосмеялись, недоспорили. Недосмотрели. Казалось, уж Юрка-то будет всегда: пришёл, ушёл, завтра опять увидимся. Как ясно солнышко. А он ценой своей мучительной смерти взял да напомнил каждому - на всю оставшуюся жизнь - не откладывайте любовь и дружбу на потом. Радуйтесь друг другу при каждой возможности, при каждой встрече, при каждом звонке: следующего раза когда-нибудь обязательно не будет. И вы опять ужаснётесь неузнаваемым чертам дорогого лица, и зададите нелепый вопрос: как же так? "А вот так!" - сказал бы с его неповторимыми интонациями Дормидонтыч.
 
Пятого ноября ему должно было исполниться тридцать три года. Это всё!..


Директор студклуба Юрий Макаров о времени и о себе
("За Науку" от ...94)

- Юрий, расскажите немного об истории театрального движения...
 
- Я поступил в АГУ в 1983 году. Первыми студенческими театрами, которые увидел на вечере "Посвящение в студенты", были театр БФ "Маслофон" во главе с Андреем Масляниковским, театр ЮФ "Имени Комиссара Мегрэ" во главе с Олегом Казаковым и Евгений Лобанов, выступавший тогда в одиночку. Первое впечатление от "Мегрэ" было у меня не очень восторженным. Хотя юристы-старшекурсники были просто на седьмом небе от одного только выхода на сцену Сережи Булыгина или Жени Сысоева. Зал постоянно "стоял на ушах". "Мегрэ" тогда показывал миниатюру в стихах по мотивам "Трёх мушкетеров", но, естественно, на тему отношений между студентами, учебным процессом и руководством факультета. Был прекрасный текст, великолепное исполнительское мастерство, тонкий изящный юмор, но понять его мог только искушенный зритель.
 
Мне же в тот вечер больше понравился "Маслофон" с миниатюрой "Прогулка по психиатрической больнице", где в качестве пациентов были представлены все тогдашние факультеты АГУ, с присущими им "симптомами".
 
- Но сами Вы, тем не менее, пошли в театр юрфака.
 
- Дело в том, что после вышеупомянутого "Посвящения..." мне удалось посмотреть бенефис театра ФизМата "Перцепция панацея" (именно "перцепщики" были родоначальниками СТЭМов в Барнауле) и Юрий Георгиевич Макаров Межвузовские вечера "Посвящение в студенты" и "Юморина", в которых принимали участие ведущие театры барнаульских вузов. Тогда чётко прослеживалась принадлежность любого театра к своему вузу и факультету. Поэтому мне выбирать не приходилось, о чём я сейчас нисколько не жалею. В "Мегрэ" я глотнул атмосферу творчества полной грудью. Это было самое яркое время в моём студенчестве.
 
- И что уж такого яркого было в вашей "мегрэвской" жизни?
 
- Театр был неоднократным победителем и лауреатом городских "Юморин", не говоря уже о бесспорном господстве на вузовской сцене в то время.
 
- А за счёт чего это вам удавалось?
 
- У нас была отлажена, если можно так сказать, "конвейерная" подготовка актёра. Когда я на втором курсе решился прийти в театр, там были студенты всех курсов факультета. Лучшие и самые сложные роли играли, конечно, те, кто уже успел раскрыть свой талант. Новичков же, обычно, задействовали в эпизодических и проходных ролях. Тогда крайком ВЛКСМ практиковал очень интересную форму работы - "Снежный десант". Суть его в следующем: агитбригады от вузов города ехали в какой-нибудь район края и там, переезжая из деревни в деревню, давали концерты. Обычно такие "десанты" случались во время зимних каникул, и представлений ежедневно набиралось до пяти. Одно, большое, вечером, и 3-4 в течение дня в школе, больнице, мастерских, на ферме. Выступления были бесплатными. Но после концертов в клубе, который всегда был забит до отказа, к нам подходили зрители и спрашивали, почему мы не берем денег за выступление. И, узнав, что всё это проходит на голом энтузиазме (а ночевали мы обычно в спальных мешках здесь же на сцене), в знак благодарности кормили нас, поили, топили баньку...
 
Вообще-то "Снежный десант" предполагался для агитбригад ССО, а поскольку актёры тоже в деньгах нуждались, то в период летних каникул мы и выезжали на заработки в стройотряды. Таким образом убивалось два зайца: "мегрэвцы" за лето пополняли свои финансы, а в "Снежный десант" за 40-50 концертов в течение 11 дней повышалось актерское мастерство.
 
- В этом и состоял великий секрет вашего театра?
 
- Да секрета из этого никто и не делал. Также пользовались возможностями "Снежного десанта" и политехники, и сельхозовцы, да и наши универовские СТЭМы, например, "Антилопа". Кстати, "Мегрэ" не всегда выезжал в "Снежный десант" единым составом: Юрий Георгиевич Макаров на ЮФ было четыре ССО ("Ермак", "Русичи", "Ариэль", "Юность"), и попасть в агитбригаду одного отряда всем театром было просто невозможно. Но для актёров это было и интересней, и полезней. Каждый мог себя попробовать в самом различном амплуа, исполняя роли и в своих миниатюрах, и в миниатюрах других СТЭМов, к примеру, в "Помидоре" "Бонифаса", в "Подлянщике" "Антилопы".
 
- Но, насколько я знаю, в то время считалось неэтичным использовать чужую миниатюру?
 
- На большой сцене "Мегрэ" никогда и не показывал "чужие" миниатюры, даже если это была не авторская вещь какого-либо СТЭМа, а, допустим, произведение писателя-сатирика, право первопоказа миниатюры которого уже было закреплено за каким-либо из театров.
 
- А как же быть тогда с "богатым" репертуаром в "багаже"?
 
- Здесь нет никакого противоречия. Такие миниатюры показывались исключительно в "СД" для сельских жителей, не сильно-то избалованных вниманием профессиональных артистов. Прежде чем Юрий Георгиевич Макаров взять их в свой репертуар, мы предварительно "испрашивали" разрешения у авторов. А иногда шли, так сказать, на "бартер" - "Антилопа Гну", к примеру, в своих "десантских" концертах показывала довольно известные "наши" миниатюры - "Кочегаров", "ДНД", "Урок криминалистики", "Насморк".
 
- И у вас не было никаких обид? Ведь, используя ваши "забойные" номера без указания авторства, другой театр делал себе популярность...
 
- Нет! Просто иногда было очень неприятно, когда кто-то показывал наши миниатюры, а мы оставались в полном неведении. Чаще всего этим делом грешили молодые театры. Особенно неприятно было видеть свою миниатюру в непрофессиональном исполнении, поскольку, с одной стороны, подрывался не только наш авторитет, но и авторитет всего СТЭМовского движения. А с другой, это был выстраданный, рождённый в муках "ребёнок", к которому лезли "грязными руками".
 
- Ой, что же вы так сурово?
 
- Ничуть! Знаете, какая была атмосфера во время "Юморин" и "Фестивальных недель", где проводились смотры художественной самодеятельности факультетов? Не приведи Господь! Но эта атмосфера и подстегивала круче всякого хлыста, не давала расслабляться и держала постоянно в хорошей актёрской форме. Но всё меняется, и из дюжины прекрасных барнаульских СТЭМов реально и стабильно действует лишь театр АГТУ "Калейдоскоп".
 
- Так в чём причина?
 
- Перемены, произошедшие в стране, коснулись и культурной жизни вузов. С 1991 года прекратилось финансирование студклубов города по профсоюзной линии, и культурная жизнь во многих наших вузах Юрий Георгиевич Макаров заглохла. Выход нашли только в АГТУ (тогда еще - АПИ) и в АГУ, но пошли разными путями. В АГТУ работников студклуба финансировали из ст.18 "Прочие расходы", сохранив тем самым коллектив из четырнадцати человек. А в АГУ студклуб стал самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого и выступил вуз. В "политехе" работу студклуба ориентировали на театр "Калейдоскоп" и проведение межвузовских мероприятий, а у нас из 14-ти профкомовских ставок осталось только три: директор, руководитель танцевального коллектива и звукорежиссёр. Плюс одна ставка была в штате университета. Остальные коллективы, увы, перешли на самоокупаемость.
 
- А какова структура студклуба АГУ на сегодняшний день?
 
- Осенью 1993 года руководство АГУ перешло на прямое финансирование работников студклуба и ввело в штатное расписание АГУ пять ставок: директор, худрук, администратор, звукорежиссёр и зав. костюмерной. Остальные коллективы продолжают работать на самоокупаемости. Это экспериментальное молодежное музыкальное объединение, состоящее из 9 групп, клуб любителей Индии, изостудия при культурном центре "Дубовая Роща", мужской хор, студия современного танца, студия "Плюс", театральное объединение и закрытая ныне дискотека "Алиби". Сейчас на социологическом факультете создан театр "Паталогия", с которым я работаю индивидуально.
 
- А сил-то хватит? Всё-таки довольно тяжелый груз взвалили вы на свои плечи.
 
- Я пытаюсь использовать все возможности для расширения деятельности студклуба. Это и проводимые совместно с центром детского творчества Октябрьского района конкурсы для Юрий Георгиевич Макаров старшеклассников: "Рыцарский турнир", "Мисс Алиса" и "Леди и джентльмены". Это и работа с Союзом детских и пионерских организаций при проведении международной летней смены "Алтай-94" в детском оздоровительном центре "Берёзка". Это и сотрудничество с учащимися Российско-Американской профессиональной школы. Это и выпуск на ГТРК "Алтай" программы "Суперновости". В октябре провели большой рок-фестиваль "За Науку - Rock & Roll". Таким образом мы стараемся повысить престиж АГУ среди других вузов города.
 
- А почему была закрыта дискотека?
 
- Руководство дискоклуба не смогло организовать должного порядка во время танцевальных вечеров, и администрация АГУ посчитала нецелесообразным их дальнейшее проведение в фойе актового зала. Любители проводить своё свободное время таким образом пусть не расстраиваются: по выходным и праздничным дням во Дворце спорта совместно со студклубом АГТУ проводятся межвузовские дискотеки. Так что добро пожаловать!
 
- Что ожидает студентов города и университета в ближайшее время?
 
- С 17 по 20 ноября пройдёт фестиваль, посвящённый международному Дню студентов, в рамках которого принимают участие и творческие коллективы АГУ. 19 ноября - очередной выпуск программы "Суперновости", а 23 ноября вузовский вечер "Посвящение в студенты".
 
- На ректорате, состоявшемся 24 октября, было принято решение оставить вас в должности директора студклуба с испытательным сроком до 1 января следующего года. Чем обусловлено такое нелицеприятное для вас решение?
 
- Вопрос стоял следующий: "Отчет о проделанной работе и перспективы развития студклуба АГУ". После его обсуждения было принято несколько решений:
 
1. Сохранить студклуб в структуре АГУ.
 
2. Признать работу студклуба удовлетворительной.
 
3. Признать работу директора студклуба Макарова Ю.Г. неудовлетворительной и оставить в должности с испытательным сроком до 1 января 1995 года.
 
4. Заслушать отчёт о проделанной работе всех сотрудников студклуба и, в случае необходимости, произвести реорганизацию.
 
5. Провести социологический опрос среди студентов и сотрудников АГУ о необходимости студклуба для вуза.
 
6. Обязать представителей факультетов и кафедр АГУ посещать мероприятия, проводимые студклубом.
 
Конечно, одно из решений было особенно неприятным для меня. Но не в силу того, что "вот, мол, отблагодарили за работу", а потому, что наказан я за прошлые грехи. Да к тому же и не свои. Камнем Юрий Георгиевич Макаров преткновения стали отсутствие должного порядка во время дискотек и то, что работа дискоклуба ориентирована не на наших студентов. Но проведение дискотек я запретил ещё в мае, а в новом учебном году они могли проходить только с разрешения проректора по учебной работе Н.Н.Михайлова. Однако руководители дискоклуба решили всё просто: отнесли заявку к секретарю Михайлова и, не дожидаясь никакого решения, приступили к работе. Руководство АГУ решило, что дискотеки проводятся с моего не то что молчаливого согласия, но и с прямого поощрения. Хотя я никакого разрешения не давал. Вот и наказали...
 
- Что же дальше? Не жалко ли будет расставаться со студклубом?
 
- Ой! Сплюньте ради Бога! Будем надеяться на лучшее, на то, что руководство АГУ не поддастся сиюминутным выгодам и сохранит студклуб как структурное подразделение. Не важно, со мной или без меня. А пока, "...не спешите вы нас хоронить. У нас есть ещё в клубе дела..."
 
TopList
Беседовал Михаил Угловой.


Навигация по ДУБОВЫМ страницам:

Домашняя 
страница Дубовой рощи No 6/17 ХО Ж-FILES (дубовые материалы) ДР: Памятка для юношества Картинная галерея Дубовой рощи Условные знаки Книга 
жалоб и предложений