Серый кардинал наших праздников
("Свободный курс" от 22.01.98)

Михаил Владимирович Смолянников

Вся наша жизнь - ожидание праздника. Но у каждого праздника, будь то день города, юбилей завода или день рождения села, есть свой дирижёр. Сегодня "СК" знакомит читателей с Михаилом Смолянниковым, одним из самых ушлых сценаристов и режиссёров массовых праздников в современной истории края.
 
Справка "СК":
 
Михаил Смолянников родился в 1960 году в Горно-Алтайске в семье служащих. Детство провёл в горах среди архаров, орланов и тайменей. В возрасте 13 лет выполнил норматив первого взрослого разряда по лыжным гонкам. Имеет за плечами 4 класса музыкальной школы. Может исполнять на фортепиано пьесу Сигмейстера "Новый Лондон". Смолянников является основателем трех майминских ВИА: "Разноцветные шарфы", "Слоны" и "Калиф на час". В 1978 году отчислен из Томского политехнического института за аморальное поведение. В 1987 - отчислен из аспирантуры Московского государственного института культуры за наглое ненаписание диссертации "Социально-педагогические условия повышения эффективности деятельности культурно-спортивных комплексов Алтайского края". В 1983 уволен из СУ-43 по подозрению в хищении унитазов из строящегося дома по улице Попова. В 1984 году уволен с должности сторожа из столовой "Бия" по подозрению в хищении полуфабрикатов цыплят табака. В 1993 уволен за прогулы из Алтайского института культуры, где занимал должность и.о. завкафедрой режиссуры массовых праздников. В промежутках между отчислениями и увольнениями окончил Алтайский институт культуры и Высшую школу деятелей сценического искусства Российской театральной академии (ГИТИС). С детства любит писать стихи. Известен как сценарист и постановщик многочисленных массовых праздников. В 1983 году стал лауреатом всероссийского конкурса агитбригад за сценарий "Будет хлеб - будут и песни" по книге Брежнева "Целина".

 
Яркий дебют
 
Творческий путь мастера на большой сцене начался в далёком и тревожном 1982 году. Тогда в его жизни одновременно случились два судьбоносных события - защита дипломной работы в АГИКе и Всероссийский слёт изобретателей и рационализаторов. Студент института должен был защищаться на постановке культурной программы рационализаторской тусовки. По замыслу молодого режиссёра на сцене театра драмы были сооружены декорации в виде условной заводской проходной. Концептуальность шоу ярко проявились в том, что сухие строки доклада Л.И.Брежнева облеклись в поэтическую форму. Вместо унылой цитаты "Полнее использовать производственный потенциал!" ведущий вдохновенно читал:
 
Природа бывает безжалостной,
Не вечны Сибирь и Урал.
Давайте полнее использовать
Производственный потенциал!
 
Подобные штучки были между номерами художественной самодеятельности. А сами номера надолго остались в памяти изобретателей РСФСР, так как артисты "остроумно обыгрывали" декорации в стиле industrial. Например, танцоры плавными хороводами выплывали из проходной, не спеша обходили Михаил Владимирович Смолянников думает вокруг заводских труб и скрывались за буровыми вышками. И тут из проходной появлялись ведущие и направляли людей к новым свершениям бессмертными брежневско-смолянниковкими стишатами. Постановка произвела среди рационализаторова прямо-таки фурор.
 
Но это был дебют в полном качестве - и как режиссёра, и как сценариста. А первый опыт написания полномасштабного сценария был осуществлен ещё раньше - во время празднования какого-то юбилея завода "Трансмаш". Как вспоминает маэстро, тогда он задвинул огромую эпическую поэму, подробно расписывающую биографические подробности истории гиганта машиностроения и его коллектива.
 
Новое мышление - новые цены
 
В 1985 состоялся не только Апрельский пленум ЦК, но другое не менее важное для судеб Алтая событие. В АГИК приехал из столицы новый заведующий кафедры режиссуры массовых праздников, но главное, он привёз с собой новые расценки. И как честный коммунист довёл их до сведения райкомов и крайкомов. Если раньше за постановку платили копеечные премии, то с этого момента работа сценариста и режиссёра стала денежной. Но когда герой нашего рассказа подписал договор на постановку культурной программы сельской олимпиады в одном из районов стоимостью 16 тысяч рублей, того же завкафедрой "жаба заела" (до этого рекордом подобных мероприятий была сумма в 11 тысяч) и Смолянников был сослан в московскую аспирантуру. Зато поучаствовал в фестивале молодёжи и студентов.
 
Признанный мастер своего жанра вписал себя в историю городских и сельских праздников прямо-таки золотыми буквами. Его строки, впервые сочинённые и использованные для барнаульской олимпиады на стадионе "Локомотив", стали поистине народными:
 
Отгремели стартовые выстрелы,
Штанги покорённые лежат.
Лишь секунды финишные быстрые
На груди медалями горят.
 
Это четверостишие до сих пор кормит автора. Ещё один пример безотходного производства - это сценарии сельских олимпиад. У каждого форума сельских атлетов был свой символ в виде зверька или птицы. Муза нашептала такие слова:
 
Я - оленёнок, сын алтайских гор,
Преданьями старинными воспетых.
Влюблённый в снежный их убор,
Не тающий и посредине лета.
 
В зависимости от геральдической конъюнктуры в первой строке фигурировали: волчонок, медвежонок, снегирь и другие представители фауны Алтайского края.
 
Я уехала. Твоя крыша.
 
Доводилось маэстро в 80-е годы готовить программу празднования 9 Мая в краевой психиатрической больнице на Силикатном. Руководство разъяснило Смолянникову, кого из пациентов можно привлекать к сотрудничеству - узников воинско-судебной экспертизы, женского алкоголического и ветеранского отделений. Отсмотрев номера самодеятельности нераскрытых талантов в смирительных рубашках, наш герой был слегка разочарован. К Забурдаев, Смолянников и Кобзев в лагере юных пожарников празднуемому случаю подошли только две песни в исполнении вокальной группы женщин-алкоголичек - "Всё пройдёт" и "Сердце моё не камень", и фронтовые воспоминания двух ветеранов. Остальные 1 час 20 минут пришлось отдуваться самому режиссеру, исполняя песни под гитару.
 
Кстати, на Силикатном мастер познакомился с очень интересными людьми. Был там один старичок, бывший учитель немецкого языка. К концу жизни у него "поехала крыша", а проявлялось это в том, что пациент разговаривал только по-немецки, на русскую речь не реагируя.
 
Ещё одно довольно сюрреалистическое мероприятие проводил Михаил Владимирович где-то в конце 80-х. Ближе к вечеру 31 декабря на Ленинский проспект было согнано 600 студентов барнаульских вузов, разделённых на пять групп примерно по 120 человек. Каждая группа должна представлять собой весёлую делегацию одного из пяти континентов. А температура воздуха тем временем опустилась ниже минут тридцати. Ленинский проспект обезлюдел, потому что у граждан свои предновогодние заботы.
 
И вот, по пустому городу идёт пьяная (только в целях сугрева!) толпа, раскрашенная и одетая под негров, папуасов и пингвинов. До конечного пункта - ёлки Центрального района - дошло примерно 200 человек. Там зрителей тоже нет, только две-три старушки и человек 6 из районного начальства - контролировать. А на площади Свободы построена сцена, заранее записана фанера и в представлении готовы участвовать порядка шестидесяти артистов. Ведь не отменять же праздник из-за того, что зрители попрятались от холода - пришлось в присутствии начальства оттрубить на полную катушку. Артист, выступавший в роли Онегина в пьесе по Шукшину "Как Иван-дурак за чудом ходил", напился и забыл выйти на сцену. А фанеру ведь не отключишь. Так озорно и прошёл праздник для десяти зрителей при участии двухсот пятидесяти артистов.
 
Кстати, с нескрываемой радостью корреспондент "СК" узнал, что наш герой - первопроходец массовых праздников, проведённых под фонограмму. В первый раз это случилось где-то в середине 80-х. Для своего времени работа под фанеру была явлением прогрессивным, так как при живом исполнении микрофоны и динамики быстро начинали хрипеть. И ещё одно преимущество записи - мизансцены можно делать не только линейными, когда все толпятся у микрофонов.
 
Это уже в наши времена массовые праздники докатились до того, что под фанеру на площади выступают хоры и оркестры.
 
Все мы немножко Гоголи
 
Смолянникову можно было бы, выйдя на пенсию, издать полное собрание своих гениальных сценариев. Но попутал лукавый. Михаил Владимирович однажды повторил подвиг великого Николая Васильевича Гоголя, сжёгшего вторую часть "Мёртвых душ". Злясь за что-то на судьбу, маэстро взял да и снёс на помойку свой уникальный архив. Рано утром он бросился спасать бесценное культурное достояние нации. Но - увы. Контейнер был сиротливо пуст. Вот так, все мы с вами проспали, проморгали, промотали бесценные шедевры современного драматургического искусства.
 
Из поэтического блокнота
 
Важная часть поэтического наследия мастера - стишата по поводу. Чаще всего, заказные и своевременно оплаченные. Юбилейные оды пишут по следующему шаблону:
 
Жизнь, как дом многоэтажный,
И у вас сегодня в ней
Есть этаж пятидесятый.
Это значит - юбилей.
 
В конце третьей строки слово "пятидесятый" отлично и безболезненно заменяется на "пятьдесят пятый", "семьдесят третий" и т.д. В последующих четверостишиях идёт работа с биографией виновника юбилея. Завершается ода тоже стандартно:
 
Счастья и добра желаем,
А ещё желаем, чтоб
Жизнь, как стройка, вырастала
В 100-этажный небоскрёб.
 
Обломы и засады
 
Ясное дело, что праздничные мероприятия не обходятся без закономерных казусов и нелепых случайностей. Однажды при проведении сельской олимпиады одного режиссёра с матюгальником при помощи пожарной машины посадили на высокий столб, чтобы он сверху разводил культурную программу. Да вот только снять его забыли. Народ со стадиона разошёлся, машина уехала, а горе-режиссёр куковал несколько часов под небесами.
 
Во время сельской зимней олимпиады в селе Алтайском по сценарию в большом железном баке должны были весело резвиться моржи. Местных любителей зимнего плаванья в предгорном районе не оказалось. Тогда Смолянников в редкие минуты отдыха решили запрячь приехавших на практику вместе с режиссёрской группой студентов института культуры. В бак хитроумно наливали горячую воду, псевдо-моржи весело в ней плескались, быстренько обтирались и стремительно употребляли горячительные напитки. Генеральная репетиция прошла блестяще. Районное начальство и представители спорткомитета остались довольны.
 
Но во время торжественной церемонии произошла ужасная засада - обнаружилось, что во всём селе отключили горячую воду. Делать нечего, механизм уже запущен. Студентам-практикантам решили не говорить, что при температуре воздуха в минус двадцать им придётся прыгать в ледяную воду. Расчётного весёлого плескания не получилось. Школяры заорали, как буйволы, и вылетели из корыта. Осознавая ответственность момента, они ещё сковано побрызгали друг друга водичкой и быстро убежали греться водкой. Обошлось без жертв.
 
Гениальные сценарии резались и редактировались начальством во все времена, о чём можно написать отдельную повесть. Не исключение и сегодняшние времена. К Новому 1998 году на краевую ёлку во дворце спорта был предоставлен сценарий по мотивам гофмановского "Щелкунчика". Когда высокая комиссия досмотрела постановку до эпизода войны с мышами, начались придирки. Компетентное жюри усмотрело в этом фрагменте политически неграмотные намёки на чеченскую войну! (Без комментариев).
 
Вадим ВЯЗАНЦЕВ.



TopList
Смотри также другие материалы о Смолянникове:

Автобиография Смолянникова и проч.
Смолянников vs. ГИБДД.
Осень патриарха. 40 лет Смолянникову.
Союз Пьяниц (бытовых).
Михаил Смолянников - Шекспирище наших дней. УСТАЛЫЙ ДОНОР.
На Дельфийских играх в Мамонтово.


Навигация по ДУБОВЫМ страницам:

Домашняя 
страница Дубовой рощи No 6/17 ХО Ж-FILES (дубовые материалы) ДР: Памятка для юношества Картинная галерея Дубовой рощи Условные знаки Книга 
жалоб и предложений